В 2023 году регулятор Узбекистана продолжил курс на ужесточение кредитно-денежной политики. Еще в 2022 году банкам страны предписали строже контролировать поступление в страну доходов от трудовых мигрантов. Уже в сентябре 2023-го регулятор повлиял на платежные цифровые системы, запретив им с 5-го сентября проводить трансграничные операции (переводы в Узбекистан из ближайших государств). При этом криптовалютные сервисы еще не получили должного развития. Все это осложняет деятельность как жителей страны, так и некоторых цифровых платежных систем, оказавшихся на грани закрытия. Оказывается, что все это происходит по ряду вполне понятных причин.
Узбекистан является передовой страной в плане криптовалютного регулирования. Майнинг, трейдинг и принципы функционирования торговых площадок — все порядки достаточно точно прописаны в нормативных актах и положениях. Уже в середине августа 2023 года финансовые власти Узбекистана заявили о запуске так называемой «регуляторной песочницы». Специальный режим будет направлен на регулирование обращения криптовалютных активов внутри Узбекистана. На первом этапе единый интегратор Uzinfocom подключит к системе Капиталбанк и Равнак-банк. В Национальном агентстве перспективных проектов заявили, что указанные банки выпустят собственные криптовалютные платежные карты уже в текущем году. Таким образом, Kapital bank разрабатывает карточный продукт под названием «Крипто-карта», а Ravnaq bank создаст продукт «CRYPTO CARD-UzNEX», дочерняя копания Paynet также получила лицензию крипто-магазина.
Окончательный запуск этих продуктов запланирован на декабрь 2023-го. В НАПП отметили, что Равнак-банк интегрирует не только банковские функции, но и опции криптовалютной биржи и платежной системы Mastercard. Власти страны считают, что все это создаст благоприятные условия для оборота криптовалют, который будет находится под контролем государства. Именно поэтому началась приостановка деятельности цифровых платежных систем, которые зачастую способствуют «серому» притоку средств в Узбекистан. Криптовалютная система и цифровые платежные решения не могут в существующем виде работать вместе, поэтому один из элементов будет ждать трансформация.
На фоне ужесточения контроля за трансграничными операциями власти Узбекистана пришли к такому решению. Уже с 5 сентября около полусотни финтех-компаний, предоставляющих цифровые финансовые услуги, получили уведомления о возможном отключении возможности осуществления трансграничных межгосударственных операций. Это ограничивает не только деятельность цифровых компаний, но и трудовых мигрантов, которые уже остались без многих привычных способов получения средств:
Многие из этих шагов связаны с тем, что Узбекистан не готов к нарушению санкционного режима третьих стран. Также партнеры предъявляют собственные требования к трансграничным операциям. Например, ранее валюта закупалась в России без всяких дополнительных условий. Теперь доллары приобретаются напрямую у Федеральной резервной системы США, что накладывает на узбекистанского регулятора дополнительные обязательства. В свете последних требований Центробанка одной из приостановивших деятельность оказалась компания Oson.
Платежная система Oson — официальная цифровая платежная система Узбекистана, открывавшая доступ гражданам к виртуальному кошельку. Подобный кошелек можно было пополнять удобными способами и переводить деньги в соседние государства. Системой Oson владеет Brio Group, власти страны уже оштрафовали компанию и предупредили о необходимости прекращения финансовой деятельности. В конце августа регулятор установил, что компания Oson способствовала легализации денег, полученных преступным путем.
С 5 сентября Oson остановили международные операции. Также под санкции регулятора попала платежная система Pay Way. Обе компании уже сделали заявление, приостановление они назвали временным и напомнили, что все транзакции внутри страны проходят беспроблемно. Не исключено, что регулятор предупредил 52 платежных организации о недопустимости подобных нарушений. Это означает, что регулятор не закрывает этот рынок, а временное приостановление деятельности в целом не скажется на дальнейшем развитии финтех-отрасли в стране.
Конечно, всегда можно купить WMZ в Ташкенте через Webmoney напрямую у частных доверенных лиц и пользоваться услугами традиционных банков, однако миллионы пользователей предпочитали Oson, Pay Way и другие цифровые платежные сервисы, которые предоставляли удобные финансовые услуги.
В итоге рядовые граждане Узбекистана и прилегающих стран пользующиеся цифровыми платежными сервисами временно лишились:
Сами цифровые сервисы, попавшие под приостановление, также получили ряд новых проблем. Их контракты по эквайрингу и другим финансовым услугам с зарубежными банками и сервисами оказались под вопросом. Разрыв отношений в одностороннем порядке грозит Oson и Pay Way огромными штрафами и неустойками. Все это сказывается на IT-направлении и финтех-секторе, которые только начали зарождаться в Узбекистане. Но сложнее придется трудовым мигрантам, которым переводить деньги из России становится труднее с каждым днем. Например, в 2021 году переводы трудовых мигрантов составили более 11% в структуре ВВП Узбекистана, поэтому ситуация может косвенно повлиять на экономику страны.
Конечно, есть Юmoney, Alipay, СБП и другие зарубежные платежные системы. С другой стороны, ослабевающий российский рубль и многоступенчатые переводы через альтернативные системы с высокими комиссиями делают работу в России нерентабельной и трудоспособное население все чаще предпочитает работу в других странах либо внутри своей страны, что весьма положительно может сказаться на развитии Узбекистана. Представители Центробанка прокомментировали ситуацию отметив, что действия направлены на защиту финансовой системы. Прочие традиционные платежные системы такие как банки, Humo, UzCard продолжают работу в штатном режиме.